Костюмы фременов – скалы и песок
Поскольку события фильма происходят в основном в пустыне, где нет ни растений, ни воды, а только песчаные бури, жара и опасные великаны-черви, то и костюмы фременов должны быть приспособлены к таким трудным условиям. Одежда жителей пустыни частично описана в книге, но костюмерам «Дюны» нужно было воплотить это описание в жизнь так, чтобы и актерам было удобно и выглядело достоверно.
По книге – это так называемый дистикост (дистикомб, стилсьют): специальный наряд фременов, который должен отводить тепло и собирать воду, которая испаряется из тела. Следовательно, в фильме в костюмах героев тоже должны быть и насосы, и водоотводные трубки – чтобы убедить зрителя, что эта конструкция действительно может работать.
И поскольку актеры значительную часть времени находились в жаркой пустыне, то одежда нуждалась в охлаждении:
– Мы добавили маленькие отверстия, чтобы можно было дышать, а в эти отверстия были встроены маленькие вентиляторы со светодиодами, которые помогали испарять пот, – рассказывалаЖаклин Уэст.
Согласно книге, стилсьюты должны были быть цвета скалы. И Жаклин Вест поняла это буквально, попросив привезти ей из Иордании, где проходили съемки, камни и песок. Этот бдительно-угольный цвет с вкраплениями коричневого и стал основой для фременской одежды.
Дизайнер в своей работе также вдохновлялась образами кочевников-туарегов в исторических картинах Ближнего Востока.
– Когда я была в Марокко, меня всегда увлекали «синие люди в пустыне» – туареги, которые закрывали лицо тканью и разрисовывали его краской.
Как результат – фремены получили газовые накидки и плащи, которые одновременно защищали от жары и служили дополнительным камуфляжем.
Костюм главного героя, Пола Атрида, он же Муад’Диб, должен был ничем не отличаться от одежды других фрименов, ведь Пол намеревался стать единым целым с этим народом. То есть – просто, скромно и максимально функционально.
А вот образ леди Джессики (Ребекка Фергюсон) должен был измениться кардинально.
Так выглядят «стилсьюты цвета скалы» у Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе) и его любимой Чани (Зендея). Кадр из фильма
Карты Таро и святость
В продолжении фильма уделяется больше внимания ордену всемогущего сестринства – Бене Гессерит, к которому, как мы помним, принадлежала и мать Пола Атрейдеса, леди Джессика. Кроме главы ордена, Преподобной Матери, нас знакомят также с другими сестрами Бене Гессерит, к которым принадлежит и дочь императора принцесса Ирулан (Флоренс Пью) и придворная дама леди Марго Фенринг (Леа Сейду).
Образ леди Джессики (Ребекка Фергюсон), а точнее Преподобной Матери должен был вызвать религиозное повиновение у окружающих. Кадр из фильма
В интервью Vogue Жаклин Уэст рассказывала, что для наряда сестринства вдохновлялась картами марсельского Таро, особенно Королевой Мечей, а также образами католических монахинь, объединенных царственностью, святостью и властью.
Леди Джессика от наложницы герцога Атрейдеса в первой части переходит к роли Преподобной Матери фременов на Аракисе. Так что роскошные прозрачные, расшитые бисером вещи пришлось сменить сначала на простой, но многофункциональный пустынный комбинезон, а затем – на многослойные покрывала из натуральных тканей, украшенных причудливыми орнаментами. Чтобы даже в этом статусе леди Джессика оставалась царственной, ее головной убор сделали из массивных украшений в арабском стиле, а лицо было разукрашено голубыми узорами странных букв.
Леди Марго (Леа Сейду) – одна из сестер Бене Гессерит. Ее роль невелика, но важна для будущей 3-й части. Кадр из фильма
А вот в костюме аристократки Марго Фенринг, напротив, нужно было передать богатство придворной дамы. Для нее было создано роскошное бархатное платье-халат глубокого темно-синего цвета. Образ получился достаточно контрастным: с одной стороны – скромный силуэт, как у монахини, а с другой – видно, что очень дорого и чувственно благодаря открытым рукам и декольте. А капюшон, прикрывавший лицо, оставляя его в полутени, даже чем-то напоминал инквизицию – такая же святая и такая же коварная.
В противоположность другим сестрам Бене Гессерит их воспитанница принцесса Ирулан носит костюмы светлых оттенков и не такие вопиющие и зловещие паранджи или высокие головные уборы. На первый взгляд ее головные уборы в виде шлемов или броню (даже прическа напоминает шлем) и костюмы, похожие на кольчуги, ассоциируются скорее со средневековыми воинами, хотя принцесса Ирулан больше политик.
Жаклин Уэст называет принцессу “нравственным компасом и голосом разума” Дюны. Часть 2», подчеркивая, что Ирулан пытается держаться в стороне от манипуляций Бене Гессерит. А еще одежда-броня должна отражать силу наследницы престола на фоне ее слабодушного отца.
Принцесса Ирулан (Флоренс Пью) – умная и сдержанная, что видно и по ее одежде. Кадр из фильма
БДСМ Харконеннов
Интересный подход был выбран для образа зловещего и жестокого семейства Харконеннов, обитателей мрачного мира, где солнце спрятано за толстым слоем грязевых облаков. Солнце – черное, значит, и цвет их наряда будет черный.
Еще в первой части нам показали этот контраст: черный цвет одежды подчеркивает смертельную бледность персонажей. Будь то черные балахоны, которые придают еще больше объема бегемотовидному барону Владимиру Харконенну (Стеллан Скарсгард), или черная военная форма его племянника – коренастого и жестокого наместника на Аракисе Рабанна (Дейв Батиста), подчеркивающего его грубую силу, или костюмы бледных безволосых женщин. Такая мертвенная бледность и лишенность волос – следствие генетических проблем Харконненов, которые Вест подчеркивала черной кожей и латексом. И объясняла свой выбор так:
Оскар Батлер пришлось надевать две маски, чтобы добиться такого черепа. Кадр из фильма
– Это довольно зловеще. В этом есть что-то вампирское. Я многое взяла из творчества Гигера (художник, создавший образы для фильма Ридли Скотта «Чужой»), и это очень, очень готично. Я рисовала действительно мрачные средневековые образы. И это смотрится достаточно бондажно.
Но эффектнее всего выглядит новый персонаж, которого не было в первой части – еще один племянник барона и младший брат Рабанна – Фейд-Раута (Оскар Батлер). Еще более кровожадный и жестокий, чем его брат, он настоящий социопат. Но, в отличие от его родственников, он, по задумке режиссера Дени Вильнева, должен был выглядеть привлекательным и сексуальным.
Для этой роли актер Остин Батлер претерпел экстремальную трансформацию – как внешне, так и психологически. Он полностью лишен волос (даже бровей), его обескровленное лицо напоминает труп. Но в то же время его фигура изящна и похожа на ожившую скульптуру эпохи Возрождения, а его движения должны выглядеть смертоносными и вместе с тем плавными. Актер рассказывал, что ради этой роли он тренировался со спецназовцами-морскими котиками и вдохновлялся тем, как двигаются пантеры и змеи.
А для голого черепа пришлось натягивать две шапки: одна скрывала волосы, а вторая – которая и создавала зловещий вид – натягивалась до век. Затем команда гримеров наносила на тело актера меловую краску, чтобы подчеркнуть бледность героя.
Дополняли образ извращенца и черные костюмы почти всегда с открытой шеей – либо для резни на арене, либо как военная форма для Арракиса, и это придавало Фейд-Раути и обманчивую беззащитность и сексуальность.
Фейд-Раута Харконнен (Оскар Батлер) – безумец, не знающий страха и милости. Кадр из фильма
Р.S.
После просмотра можно констатировать, что двор Императора был показан лишь несколькими, хотя и широкими мазками. Следовательно, будем ожидать масштабнее его изображение в части третьей, которую Дени Вильнев планирует снимать по книге «Мессия Дюны».