Сегодня, 31 октября, умер Шон Коннери, британскому актеру было 90 лет. Прощаемся с любимым Джеймсом Бондом и вспоминаем 10 фактов из его биографии.
1. Томас Шон Коннери родился в Эдинбурге в семье рабочего (католика, чьи родители были родом из Ирландии) и уборщицы (шотландской протестантки) и утверждает, что стал отзываться на имя Шон задолго до начала актерской карьеры. До своих 189 сантиметров Коннери вымахал к 18 годам, а девственность потерял в 14 — по его словам, с взрослой женщиной в военной униформе.
2. Служил в британском военно-морском флоте и Шон, также успевший побывать молочником, водителем, чернорабочим, полировщиком гробов, спасателем в бассейне и моделью для начинающих художников (один из них, ныне титулованный Ричард Демарко заметил, что “совершеннейшим Адонисом” Коннери был с юношеских лет).
3. Серьезной альтернативой актерской профессии был для молодого Коннери спорт. С 18 лет занимаясь бодибилдингом, он удостоился призового места на одном из конкурсов “Мистер Вселенная”, а в его футбольных талантах был убежден даже легендарный тренер “Манчестер Юнайтед” Мэтт Басби, предлагавший Шону профессиональный контракт (от которого тот, взвесив долговечность карьер актера и атлета, благоразумно отказался).
4. Дебютировав на сцене в одной из постановок мюзикла “Юг Тихого океана” Роджерса-Хаммерстайна, Коннери стал делать успехи практически без промедления, всего за год доигравшись в нем до одной из заметных ролей и заинтересовав кинопродюсеров. К началу 1960-х Шон сыграл шекспировского Макбета, графа Вронского и экранного любовника самой Ланы Тернер.
5. Последнее обстоятельство всерьез напрягло тогдашнего бойфренда Тернер, ревнивого мафиозо Джонни Стомпанато: явившись на съемки мелодрамы “Другое время, другое место”, он угрожал Шону пистолетом, но был им обезоружен и в буквальном смысле положен на лопатки. Правда, узнав, что боссом Стомпанато был сам Микки Коэн (знаменитый гангстер, которого в разные годы играли Харви Кайтел и Шон Пенн), актер на некоторое время залег на дно.
6. Звездным часом Коннери стала роль агента 007 в шести сериях бондианы (включая канонические “Доктор Ноу”, “Из России с любовью” и “Голдфингер”). Его Бонд вошел в составленную Американским институтом киноискусства тройку величайших экранных героев (наряду с Индианой Джонсом и Аттикусом Финчем) и покорил даже создателя агента 007 Яна Флеминга (поначалу сомневавшегося в кандидатуре Шона, но затем вписавшего в литературную родословную Бонда шотландские корни).
7. В свободное от бондианы время Коннери снимался у Хичкока (“Марни”), Люмета (“Убийство в Восточном экспрессе”), Хьюстона (“Человек, который хотел быть королем”) и Аттенборо (“Мост слишком далеко”), в последних двух случаях разделив экран со своим близким другом Майклом Кейном, как-то признавшимся, что “в те годы в общении с Шоном не стоило поднимать тему Бонда”. Что не помешало Коннери вернуться к прославившей его роли через 12 лет после его с ней прощания, в неофициальной серии бондианы “Никогда не говори “никогда”.
8. На “Оскар” Коннери претендовал лишь однажды — и продемонстрировал 100%-й КПД, взяв приз за лучшую роль второго плана в “Неприкасаемых” Брайана Де Пальмы (примечательно, что годом ранее в этой категории первенствовал Кейн). За оскаровским триумфом последовала целая серия коммерческих удач (третий “Индиана Джонс”, “Охота за “Красным октябрем”, “Скала”, “Западня”) и, чтобы мало не показалось, рыцарский титул.
9. Тем не менее, в 2006 году, окончательно разочаровавшись в киноиндустрии, Коннери объявил об уходе на покой — успев побрезговать ролью Гэндальфа и прилагавшимися к ней 15% от мировых сборов трилогии «Властелин колец» (то есть, как выяснится впоследствии, пенсионными сбережениями на сумму свыше 400 миллионов долларов). От идеи предложить Шону небольшую, но важную роль в «Скайфолле”отказались несколько лет спустя уже продюсеры бондианы.
10. Поклявшись не возвращаться в родную Шотландию, пока она не обретет независимость, Коннери с женой жил на Багамских островах (с художницей Мишлин Роквебрюн они вместе уже сорок лет). Последним появлением актера на публике остается теннисный US Open трехлетней давности, где он в компании еще одного великого шотландца (и еще одного легендарного тренера «Манчестер Юнайтед») Алекса Фергюсона болел за соотечественника Энди Маррея.